Этнокультурное содержание


 

Основанием для разработки и введения этнокультурного содержания в образование в МБДОУ "Детский сад "Сказка" г.Вуктыл послужили положения современного законодательства в области образования, а также изменения в системе этнокультурного образования Республики Коми

Федеральный закон от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ определяет новое содержание дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), новые модели и технологии образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Одними из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. В ФГОС ДО указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, "должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс".

В Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016 – 2020 гг. говорится, что в Республике Коми – исторически многонациональном и многоконфессиональном регионе – необходимо создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию коми языка и культуры, так и консолидации народов республики на основе диалога культур. Концепция нацелена на воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, умелого хранителя традиционной культуры коми, способного создавать и развивать социально-перспективные сферы деятельности, в том числе в хозяйствах традиционного типа. 

Главными ценностями стратегического выбора Республики Коми в Концепции признаются:

- Человек: среда обитания, безопасность жизни и качество здоровья.

- Природные богатства: экономное расходование и сбережение для будущих поколений.

- Знания и опыт: образование, наука, инновации, история.

- Культура: историческое и культурное наследие, преемственность поколений, традиции нравственных устоев семейных отношений.

Этнокультурное образование – целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса. Этнокультурное образование в Концепции рассматривается не только как механизм передачи знаний, но и как культурообразующий институт общества с функциями сохранения и развития национальной самобытности, формирования гражданско-национальной идентичности.

Основой этнокультурного образования в соответствии с Концепцией является освоение этнической культуры коми народа в диалоге с культурами русского и иных этносов, проживающих в Республике Коми. Этнокультурный компонент образования может и должен дополняться региональным компонентом.

Таким образом, этнокультурное содержание является значимым в проектировании образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Задачи по приобщению к культуре, традициям, фольклору, языку и искусству коми народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка-дошкольника. Этнокультурное образование должно обеспечивать разностороннее развитие личности и охватывать все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

0_8077e_6d593da8_orig

Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми скачать

Программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем через музейную педагогику "Коми - край мой северный" скачать